Обустройство прикассовой зоны

Обустройство прикассовой зоны

Прикассовая зона – это одно из самых важных мест в любом розничном магазине. Прежде всего, это зона с максимальной отдачей, здесь окончательно формируется общее впечатление от посещения магазина, которое может сделать случайного покупателя вашим постоянным клиентом или оттолкнуть его раз и навсегда. В прикассовой зоне есть немало скрытых резервов, способных ощутимо увеличить оборот магазина.

По особенностям организации обслуживания магазины подразделяются на три типа:

  • с полным обслуживанием покупателя (ювелирные и парфюмерные магазины);
  • с частичным самообслуживанием (магазины бытовой техники, одежды);
  • с полным самообслуживанием (дискаунтеры и супермаркеты).

При организации прикассовой зоны ключевую роль играет разработка бизнес-идеи и концепции конкретного магазина. Расположение кассы относительно другого торгового оборудования зависит от типа магазина или отдела, где она установлена. В отделах, где обслуживание покупателя полностью возложено на продавца, торговая мебель, включая кассу, представляет собой единый комплекс. Для торговых точек с полным или частичным самообслуживанием предпочтительно островное расположение касс. Они устанавливаются обособленно от остальной мебели.

Немного о психологии незапланированных покупок

В прикассовой зоне особенно часто совершаются импульсные покупки. Пока покупатель продвигается в очереди, у него есть время вспомнить о нужных мелочах и внимательно изучить ассортимент товара, расположенного на прикассовых стойках в зоне видимости. Основная задача магазина – организовать прикассовую зону так, чтобы как можно более эффективно стимулировать желание покупателя приобрести что-либо из предложенного ассортимента. Совершение запланированных покупок обычно занимает около получаса, причем 5-10 минут этого времени покупатель проводит в кассовой зоне. Поэтому наибольшее значение для увеличения оборота магазина имеет расположение наиболее востребованной продукции в поле зрения потенциального покупателя.

Под общим названием товаров импульсивного спроса объединяют различные мелкие товары из разных групп. Это специи, бритвы, жевательная резинка, карты пополнения счета, батарейки, презервативы, сладости, кофе в стиках, сигареты, средства гигиены и целый ряд других.

Типичной чертой товаров импульсного спроса является их небольшой размер, иногда называемый «карманным форматом». При грамотном расположении этой группы товаров, они способны достаточно сильно видоизменить список запланированных покупок. Как показывает практика, самый крупный товар лучше всего размещать немного ниже уровня глаз, самый ходовой и мелкий – на уровне глаз или немного выше.

За счет совершения незапланированных покупок кассовая зона достигает максимально возможного оборота при минимуме занимаемой площади, что невозможно в любом другом отделе. Эта особенность кассовой зоны – достаточно веский аргумент в пользу ее полноценного обустройства.

В то же время следует учесть, что импульсные покупки чувствительны к колебаниям цен, и резкого подорожания товаров этой группы по возможности следует избегать.

Правило «карманного формата» – не единственное, которым следует руководствоваться при формировании ассортимента товара для размещения в непосредственной близости от кассы. Кроме небольших предметов вроде сладостей, декоративных магнитов, батареек, сигарет в прикассовой зоне можно располагать и более объемные товары в соответствии с текущими рекламными акциями, которые проводятся в магазине. Спецпредложения сами по себе стимулируют спонтанные покупки, а близость кассового узла служит дополнительным аргументом в пользу приобретения товара. Главное условие – располагать акционный товар так, чтобы стеллажи не загромождали подходы к кассам и не мешали покупателям.

Дополнительные функции кассового узла:

  • стимулирование незапланированных покупок;
  • продажа охлажденных напитков;
  • контроль за сохранностью мелкого товара;
  • размещение рекламы;
  • проведение сезонных и других распродаж.

Технология производства оборудования для прикассовых зон

Типичное оборудование прикассовой зоны – стойки-диспенсеры, находящие применение практически во всех магазинах розничной торговли. Мелкие торговые предприятия обычно закупают их самостоятельно, крупным торговым сетям диспенсеры все чаще предоставляют поставщики или производители мелкого штучного товара, заинтересованные в наиболее выгодной презентации предлагаемой продукции.

Привлекательный дизайн, богатый выбор комплектации дает возможность клиентам подбирать оборудование, идеально подходящее для любого магазина в зависимости от его специализации и других особенностей.

Прикассовые стойки просты в сборке, с монтажом может справиться человек, не имеющий специальных навыков. Размер и конфигурация стойки можно варьировать в зависимости от конфигурации прикассовой зоны. При необходимости можно задействовать конструктивные элементы стоек, имеющиеся в магазине. Применение подручных материалов для замены недостающих комплектующих не рекомендуется, так как в конечном итоге конструкция будет выглядеть непрезентабельно и испортит общее впечатление.

В конечном итоге конструкция должна быть:

  • универсальной, с возможностью дополнения полками или другими элементами;
  • удобной для перевозки;
  • простой в монтаже;
  • экслюзивной.

Кроме рационального размещения товара на стойке должна быть предусмотрена возможность размещения рекламных материалов.

Наша компания готова изготовить для Вас по заказу следующие носители рекламной информации:



Дисплей-чаша

Полукруглый дисплей-чаша

Напольный дисплей-чаша

Разделитель «следующий покупатель»

Квадратная монетница

Круглая монетница

Особенности планировки прикассовой зоны

При расстановке стеллажей и стоек возле касс важно соблюсти баланс между необходимостью стимулировать импульсные покупки и обеспечить покупателям свободный доступ к кассе.

Существует ряд практических рекомендаций по обустройству кассовой зоны. Между кассовым узлом и торцами стоек обязательно должен оставаться проход, ширина которого зависит от площади торгового зала. В небольших магазинах ширина зоны минимальна и составляет около 2,5 м, супермаркеты и другие крупные магазины могут оставлять пространство шириной до 10 м. Его часто используют для размещения столиков распродаж. В торец стеллажа обычно ставят холодильные шкафы с прохладительными напитками, паллеты или брендированные стойки.

В больших магазинах прикассовая зона часто используется как идеальная площадка для промо-акций, организации дополнительного предложения или распродаж.

В дискаунтерах и небольших магазинах эконом-класса приходится экономить торговую площадь и под зону отводится намного меньше места. При этом товар, расположенный в зоне, продается с минимальной наценкой. То есть, цены реализации возрастают по мере повышения уровня сервиса в магазине и комфорта прикассовой зоны.

При закупке оборудования небольшие магазины часто прибегают к постепенному оснащению кассового узла: сначала приобретаются стеллажи для ее формирования, затем паллеты или стойки. Это не самое экономичное решение, однако для небольшого магазина этот способ оснащения часто оказывается единственно возможным. Крупные операторы предпочитают приобретать весь комплект оборудования сразу, учитывая особенности пространства, отведенного под кассовый узел, схему расстановки оборудования на площадке. Приобретение полного комплекта более экономически выгодно и дает возможность логически правильного обустройства кассового узла.

Прикассовая зона как рекламная площадка

Размещение рекламы в прикассовой зоне преследует сразу несколько целей. За счет тематического подбора рекламных материалов возможно привлечь внимание покупателей к определенным группам товаров, а также текущим или запланированным акциям. Важно, чтобы рекламы не было слишком много, иначе она начнет раздражать покупателей и будет отвлекать от самой кассы.

Покупатель, подходящий к кассе уже почти покинул магазин, поэтому здесь важно произвести приятное впечатление, которое не только запомнится, но и побудит покупателя прийти в магазин еще раз. Существует мнение, что чрезмерная реклама товара в прикассовой зоне в лучшем случае бесполезна, в худшем – только раздражает клиента. Приверженцы этой точки зрения считают, что намного важнее настроить покупателя на повторный визит и следующие покупки.

В странах ЕС вместо баннеров над кассовыми зонами размещают мониторы, на которых воспроизводятся рекламные ролики. Как показывает практика, трансляция роликов намного эффективнее снимет напряжение в связи с ожиданием своей очереди, что особенно важно в часы пиковых нагрузок. Этот вид рекламы на российском рынке встречается редко, трансляцию видеосюжетов практикуют единичные торговые операторы.

На практике обилие рекламы зачастую становится лучшей антирекламой товара или торговой сети и вместо того, чтобы привлечь покупателя может произвести противоположный эффект и оттолкнуть его. Поэтому в прикассовой зоне размещают большие рекламные плакаты непосредственно под потолком зала либо на торцевых частях прикассовых стеллажей. Для этих случаев, у нас Вы можете заказать:



Пластиковый защелкивающийся профиль для плакатов

Держатель вывески на сильном магните с изогнутой трубкой

Практикуются также специальные выкладки на диспенсерах, сформированные из популярных товаров известных марок. Спецвыкладки дополняются рекламными баннерами.

Как получить дополнительную прибыль?

Оборудование, предназначенное для установки в предкассовых зонах, стоит сравнительно недорого. Солидные поставщики все чаще приобретают его для торговых сетей, и арендуют часть торговой площади магазина для его установки.

При таком подходе поставщик получает возможность ненавязчиво рекламировать свою продукцию и увеличить объем продаж за счет размещения товара в самых удобных для покупателя местах. Поставщики прекрасно осведомлены о потенциале прикассовой зоны и стараются максимально использовать ее возможности.

Установка оборудования поставщика с последующим размещением определенных товаров дает возможность сэкономить деньги, но ставит магазин в зависимость от конкретного бренда. В случае, если магазин приобретает оборудование самостоятельно, у руководства больше пространства для маневра и, соответственно, больше возможностей для получения дополнительной прибыли. Скрытые потери при сдаче площадей в аренду под оборудование, предоставленное поставщиком, на самом деле могут в разы превышать реально полученную прибыль.

Значение кассового узла для торгового помещения трудно переоценить. Это место, где магазин отрабатывает свои затраты. При грамотном подходе к проектированию и обустройству кассового узла можно получать от каждого клиента максимальную сумму, которую он готов потратить в магазине, даже если торговая точка располагается не в самом удачном месте.

Грубые же ошибки, допущенные при оснащении кассового узла способны перечеркнуть самое лучшее впечатление, изначально произведенное магазином. Среди таких ошибок – низкая пропускная способность и теснота кассовой зоны.